Как правильно писать отзывы и зачем они нужны

Автор статьи
Юлия Торчинская
Май 04, 2020
11 мин - время чтения

Вспомните, что вы делаете, когда сомневаетесь при покупке какого-то товара в интернете. Читаете отзывы, верно? Именно благодаря людям, которые потратили свое время на отзыв или обзор, мы узнаем о нюансах продукта, о которых производитель не рассказывает, и можем принять верное решение. 

Оставлять отзывы – это хорошая привычка, которая улучшает потребительскую культуру. Так мы сигнализируем брендам, что с их продуктом что-то не так, а покупателям помогаем определиться среди множества конкурирующих товаров.

Но чтобы наши отзывы были полезны другим, нужно научиться их правильно писать. Давайте разбираться, как оставить хороший отзыв, о чем важно сказать и на какие примеры равняться. 

Почему люди пишут отзывы

Если в двух словах, люди оставляют отзывы, если что-то превзошло их ожидания или же получился настоящий кошмар. Это предположение подтверждает и онлайн-сервис отзывов Trustpilot, который проанализировал, почему же люди пишут отзывы, и выделил 5 основных причин:

  • выразить свое разочарование, если опыт использования товара/услуги был негативным;
  • похвалить компанию и тем самым помочь ее развитию, если опыт был позитивным;
  • выразить свои чувства и получить вдохновение в процессе;
  • получить признание и благодарность окружения за свои знания/опыт/вкус;
  • почувствовать себя частью сообщества и получить возможность поделиться личным с другими.

Из чего состоит хороший отзыв

Нет универсальной структуры отзывов, которая идеально сработает в любом случае. Все будет зависеть от ниши, цели, манеры письма автора и других факторов. Но можно выделить основные характеристики отзыва, которые помогут ему стать полезным для других, а вам — не потратить свое время зря.

Ваше личное мнение

Помните, что ваш отзыв – это только ваш опыт. Публикуйте убеждения тщательно – никому не хочется слышать, что многие люди тоже сталкивались с такой ситуацией.  Будьте честными — пишите отзыв только в том случае, если вы лично купили товар или воспользовались услугой. 

Расскажите о своем конкретном случае. Возможно, заказ принесли поздно из-за того, что вы заказали сложное блюдо. Или возможно администратор отеля дал вам другой номер, потому что вы нашли общий язык. Не бойтесь строить предположения – читатели извлекут из этого выгоду.

пример отзыва

Побольше деталей и фото

Избегайте общих фраз и старайтесь включить как можно больше подробностей.

Добавляйте в отзыв фото, снимайте видео (если они уместны) — такие визуальные дополнения помогут читателям вашего отзыва получить более подробную картину и понять, о чем шла речь.

Говорите о конкретных деталях, опуская посторонние. Хорошо, когда читатели вашего отзыва смогут понять вашу ситуацию и примерять ее на себя. Включите в свой отзыв такие детали, как число посещений ресторана или заказа товара, время ожидания, качество не только товара, но и сервиса. Например, если были трудности при получении услуг в ресторане, другим читателям будет интересно, в какое время суток все происходило, был ли ресторан переполнен, игнорировал ли вас персонал и т. д. 

Еще один совет — не пишите имен персонала в отзыве. Заманчиво расхвалить конкретного официанта в ресторане или раскритиковать администратора в хостеле, рассказывая другим «этот такой-разэтакий». Но ведь официанта могут уволить или повысить, а это сделает отзыв неактуальным. Лучше опустите имена, а сконцентрируйтесь на всем опыте и общем впечатлении от товара и услуги. Более того, некоторые ревью-площадки, например «Отзовик», убирают все имена из текста при модерации отзывов.

отзыв про обслуживание

Личные данные

Подтвердите свою личность. Этот способ, может, и не подходит для каждой ситуации, но дает уверенность в том, что ваш комментарий выделяется среди прочих, и никто не сомневается в его достоверности. 

Используйте ваше реальное имя и контактные данные, чтобы ваш отзыв вызывал доверие. Когда у читателей вашего отзыва появятся встречные вопросы, они смогут связаться с вами. Более того, если хотите получить ответ от организации или менеджера, оставьте свои контактные данные. Опять же, этот совет актуален не для всех ситуаций. Иногда необходимо сохранять анонимность, чтобы не подвергнуться взысканиям, например, со стороны работодателя или не впасть в немилость соседей или знакомых.

комментарии к отзыву

Плюсы и минусы

Помните, что существует и другая сторона вашей истории. Обычно положительные отзывы никогда не получают ответы, да и сами читатели могут скептически относиться к таким отзывам. 

Отрицательные отзывы, в свою очередь, получают более пристальное внимание. Действительно, негативные отзывы могут быть полезными, если вы укажите, почему ваша история развернулась именно таким образом, при этом попробуете поставить  себя на другую сторону. Иногда нет оправдания плохому обслуживанию или некачественной услуге, но если вы проявите немного понимания, отзыв будут воспринимать как достоверный – даже если читатель примет решение не сотрудничать с этой компанией.

Правильное решение — указать как достоинства, так и недостатки услуги или товара. Если вам необходимо время, чтобы разобраться с мыслями и оценить опыт с разных точек зрения, воспользуйтесь этим временем. Не пишите в порыве гнева. 

пример отзыва плюсы минусы

Грамотность и уважение 

Ваш отзыв будут читать другие, поэтому сделайте его удобным — откажитесь от написания всего текста прописными буквами, используйте законченные предложения, воздерживайтесь от восклицательных знаков и, самое главное, оскорблений и ругательств. 

Прежде чем опубликовать отзыв, проверьте грамматику и орфографию. Даже если пишите отзыв анонимно, пишите так, как будто этот отзыв будет адресован вам. Какие эмоции он вызовет? Будет ли в нем для вас полезная информация? Все должно быть разумным, последовательным и логичным, даже если у вас осталось ужасное впечатление от уровня обслуживания магазина или производителя, который отказался заменить бракованный товар.

Подведем итоги: хороший отзыв должен быть полезным для других, содержать важные для обзора подробности, раскрывать как плюсы, так и минусы вашей личной истории, быть грамотным и не оскорблять других. 

отзыв с негативом

Пример хорошего отзыва

Если бы хороший отзыв можно было собрать по частям, как конструктор, получился бы примерно такой вариант. 

Название сервиса/ресторана/магазина

название отзыва

Плюсы и минусы: конкретно, просто и лаконично — 2-3 слова, которые выделяют самое главное в вашем опыте.

достоинства и недостатки в отзыве

Суть вашей истории: подробности такие как время, дата, место и т. д. и сама история, изложенная от вашего имени. Также постарайтесь поставить себя на место компании, поделитесь своими мыслями, почему все сложилось именно так. 

отзыв

Вывод: прокомментируйте итог ситуации в нейтральном стиле и расскажите, как она разрешилась (или же нет) у вас.

отзыв в фейсбук

Оставить свой отзыв можно на бизнес-страницах заведений в соцсетях, на специальных ревью-порталах и даже на сайтах самих компаний — тут уже все зависит  от вашего желания и возможностей площадок. 

Где можно оставить отзывы

Главные игроки мира обзоров — социальные сети (Facebook и др.) и ревью-сайты. 

Соцсети

Сперва нужно найти бизнес-страницу компании, о которой вы хотите оставить отзыв, открыть раздел «Отзывы» и написать свою рекомендацию. 

Отзыв в Facebook

Ревью-сайты

Если компания, о которой вы хотите оставить отзыв. зарегистрировалась на ревью площадке, вы можете добавить свое впечатление о ее услугах на странице бизнеса.

Обычно для этого нужно зарегистрироваться на площадке как пользователь (или же сделать это анонимно) и заполнить предложенную. сайтом форму для отзыва. На многих площадках вы сможете увеличивать свою репутацию, оставляя все больше отзывов о товарах и услугах.

Вот список самых популярных ревью-площадок в рунете:

  • irecommend.ru
  • otzovik.com
  • yell.ru
  • zoon.ru
  • apoi.ru
  • otzyvov.net
  • 2gis.ru
  • flamp.ru
  • ru.trustpilot.com

Другие площадки для отзывов

Соцсетями и ревью-площадками все не ограничивается, можно оставить свой отзыв и на других площадках. Например:

  • отзывы о компании в Google;
  • отзывы на картах (Google Maps и др.);
  • видео и комментарии в YouTube и на других видеохостингах;
  • отзывы в блогах и специальных ревью-разделах на сайте;
  • нишевые или городские форумы.

Как мы работаем с отзывами в SE Ranking

Как вы уже поняли, главное для хорошего отзыва — это польза, которую получат его читатели, и возможность изменить что-то к лучшему, если к вашему отзыву прислушается компания.

В этом плане нам очень повезло с пользователями SE Ranking, которые регулярно оставляют свои отзывы о наших инструментах — в комментариях, письмах в саппорт и на таких сторонних площадках как TrustPilot, G2Crowd и др. 

В чем польза таких отзывов и для нас, и для наших юзеров?

1. Мы получаем обратную связь от наших клиентов и можем вовремя среагировать на ситуацию. Например, были случаи, когда клиент не знал, что может отслеживать позиции своего сайта не только в органической, но и в платной выдаче. И написал отзыв, что его все устраивает, но без проверки платной выдачи он не рекомендует наш сервис. Мы связались с клиентом, показали ему, как работает эта функция, и получили довольного и лояльного амбассадора SE Ranking.

2. Мы регулярно мониторим отзывы пользователей для поиска идей по улучшению нашего сервиса. Что имеется в виду? Каждый год мы объявляем о сборе пожеланий наших пользователей и добавляем их в дорожную карту — план развития платформы. Кто-то просит новую Google-базу для анализа конкурентов, кому-то важны дополнительные функции в «Анализе сайта», а кто-то просто мечтает об увеличении лимитов. Мы собираем все пожелания и постепенно добавляем их в наши релизы. Так каждый, кто оставил свое пожелание или отзыв, становится идейным «разработчиком» инструментов SE Ranking и может пользоваться улучшенным сервисом.

3. Наши пользователи видят, что нам не все равно. Мы реагируем на их отзывы, улучшаем пользовательский опыт, а они, в свою очередь, остаются с нами из года в год. Это лояльность, которую очень важно заслужить и которую мы очень высоко ценим.  

Если вы тоже захотели поучаствовать в разработке продуктов SE Ranking, поделиться своим опытом и помочь нам стать лучше — используйте свой шанс!

Прямо сейчас вы можете оставить свой отзыв о нашей SEO-платформе. Что вам нравится? Что можно было бы улучшить? Возможно, вам чего-то не хватает? Пишите! Мы будем очень рады узнать ваше мнение. 

А если вы пока только читаете блог и еще не знакомы с платформой, вы можете протестировать наш сервис в течение 2 недель абсолютно бесплатно. А все вопросы, которые у вас возникнут во время изучения инструментов, поможет решить наша команда поддержки в онлайн-чате. Они тоже всегда рады вашим отзывам и вопросам.

Подпишитесь на наш блог!

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе главных новостей компании, получать эксперные статьи и полезные SEO-советы.

Спасибо!
Ура! Теперь вы подписаны на наш блог!
Пожалуйста, проверьте свой email и подтвердите подписку.