Продолжаем разговор о том, как не надо продвигать сайт в поисковых системах.
В первой части статьи мы говорили о текстовом спаме и фальсификации поведенческих факторов (накрутке). Теперь расскажем о ссылочном спаме, как об одном из запрещенных методов продвижения и который с недавних пор (с 2014 года) стал довольно жестко преследоваться Яндексом и Гуглом, то есть основными поисковыми системами Рунета.
Ссылочное продвижения сайта — краткая история
Еще недавно ссылочное продвижение являлось обязательным элементом раскрутки сайта. Более того, по многим тематикам этот инструмент являлся основным, без использования которого попасть в ТОП было просто немыслимо. Сейчас веб-мастера, наверное, вздыхают по тому благодатному времени, когда достаточно было закупить пяток-десяток ссылок с главных страниц более-менее «жирных» сайтов (тИЦ хотя бы больше 100, PR 3 и выше) и попадание в ТОП было обеспечено. Но неуклонно, по мере совершенствования алгоритмов ранжирования, ссылочное продвижение уже не так однозначно приводило к успеху.
Но прежде, чем говорить о сегодняшнем дне ссылочного ранжирования, давайте попытаемся уяснить его суть — почему внешние ссылки продвигают сайт. Секрета в этом особого нет. Понимая, что даже самые изощренные алгоритмы анализа контента сайта не смогут до конца объективно оценить его качество с точки зрения посетителя, разработчики поисковых систем гениально решили (даже не знаем, брать гениально в кавычки или нет), пусть эту оценку частично выставляют сторонние наблюдатели — владельцы других интернет-ресурсов. А как они выставят такую оценку? Да очень просто! Если сайт заслуживает внимания, на него будут идти ссылки с других веб-ресурсов. Теперь остается эти ссылки подсчитать и как-то это количество завести в общую формулу ранжирования.
Завели… И тут же пышным цветом расцвели покупные ссылки (их еще называют seo-ссылки, подчеркивая этим, что созданы они исключительно для продвижения сайта, а не для пользы посетителей). Образовались даже биржи, где можно было прикупить такой товар. Примером могут служить хорошо известные в узком круге веб-мастеров биржи Sape и MiraLinks.
Поисковые системы в очередной раз подтвердили гениальную фразу Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». То есть при помощи ссылок хотели улучшить качество ранжирования, а в результате с их помощью в ТОП стали попадать сайты, абсолютно не заслуживающие такого почета. Дело дошло до того, что Яндекс по некоторым коммерческим запросам для сайтов в Московской области просто отключил ссылочное продвижение, в надежде на то, что веб-мастера, увидя, что этот инструмент не работает, перестанут им пользоваться. Не перестали.
Тогда, осознав сложившуюся ситуацию, Google и Яндекс приняли меры к ее исправлению, введя соответственно алгоритмы Penguin (Пингвин) и Минусинск, которые стали разделять ссылки на хорошие (или естественные) и плохие (или seo-ссылки). Первые продолжали продвигать сайт, а вторые стали не только висеть мертвым балластом, транжиря бюджет на их приобретение, но и наоборот, ухудшали позиции веб-ресурса.
Подробнее о том, что такое seo ссылки мы писали в статье «Что такое seo-ссылки, почему они стали абсолютным злом и как с ними бороться». Здесь мы лишь напомним ключевые признаки таких плохих ссылок (расположим их в порядке значимости):
- Содержание страницы сайта, на котором размещена ссылка, не соответствует содержанию страницы, на которую ссылаются.
- Тематика сайта-донора не соответствует тематике сайта-акцептора (на который ведет ссылка).
- Сайт-донор уличен в продаже ссылок (выявлением таких ресурсов в Яндексе занимается алгоритм АГС-40).
- Ссылка находится в контенте, который появился раньше, чем тот, на который ссылаются.
- Обменные ссылки, то есть интернет-ресурсы сослались друг на друга.
Следует сказать, что, например, Яндекс, выявляя seo-ссылки, проводит анализ по примерно 130 признакам, используя технологию Матрикснет. Как утверждают его разработчики, точность определения составляет 96%. Поэтому замаскировать плохую ссылку под хорошую практически не удастся. Например, переделывая анкорную ссылку на безанкорную или делая надпись над ней «Реклама». Кстати, размещать у себя рекламные ссылки не возбраняется, но обязательно запретите ее индексацию при помощи тега <noindex>.
Еще раз акцентируем внимание. Любая ссылка: анкорная, безанкорная, вечная — может быть как хорошей, так и плохой. Также еще раз: покупная ссылка, например, купленная из Яндекс.Каталога, может быть хорошей. Главное, чтобы она не только способствовала продвижению сайта, но и реально помогала пользователям интернета. С большой вероятностью можно сказать, что если ссылка не удовлетворяет пяти вышеназванным признакам, она будет признана хорошей.
Что делать, если сайт попал под Минусинск
Вначале о том, как понять, что сайт пессимизирован за seo-ссылки, то есть попал под штрафные санкции Минусинска. Существует несколько способов:
- Прямо спросить это у техподдержки Яндекса (знаменитого Платона Щукина).
- Проанализировать позиции в выдаче по продвигаемым поисковым запросам . Как утверждают представители Яндекса, просадка за Минусинск составляет порядка 20 позиций.
А лучше всего, вначале, увидев уменьшение трафика, проанализировать позиции сайта, а затем обратиться в техподдержку.
Теперь о том, что делать, если ваш сайт уличен в использовании seo-ссылок. Ответ один: УБРАТЬ их. Никакие другие способы (улучшение контента, дизайна, юзабилити и т.д. не помогут). Составить весь список ссылок вам поможет наш сервис «Обратные ссылки».
Как убрать seo-ссылки
Проще всего убрать арендные ссылки. Перестали платить за них, и они исчезнут сами. А вот что делать с вечными ссылками? Способ один — писать владельцам сайтов, на которых они размещены, с просьбой их убрать. А если ответа нет? Ничего с этим не поделаешь. Правда, представители Яндекса утверждают, что алгоритм Минусинск учитывает этот фактор и понимает, сколько seo-ссылок можно реально снять с того или иного ресурса.
Время выхода из-под Минусинска
Действие штрафных санкций от Минусинска прекращается автоматически. То есть, как только количество seo-ссылок на сайте упадет ниже определенного предела (а это предел постоянно меняется, а еще и зависит от тематики ресурса), тот тут же восстанавливается в правах. То есть тут многое зависит от владельца веб-ресурса. Чем быстрее он уберет у себя эту бяку, тем быстрее он выберется из Минусинской котловины.
Тут есть один нюанс. Санкции снимаются, когда поисковый робот обойдет все сайты-доноры и убедится, что на них ссылок больше нет. Но часто такими донорами являются некачественные ресурсы, в простонародье ГС. Их поисковые роботы обходят редко. И если ссылок с таких ГС ресурсов много, то процесс может затянуться на 3-4 месяца. Минимальный срок выхода из-под Минусинска — 2 месяца (это является рекордом, по словам представителей Яндекса).
Заключение
Современные алгоритмы ранжирования поисковых систем очень усовершенствовались. Они стали с большой точностью определять, сделано то или иное на сайте с целью улучшения его качества для посетителей или исключительно для его продвижения. Касается это и ссылок. Наш совет. Придерживайтесь простого и мудрого правила: «Лучше меньше, да лучше». Пусть на ваш сайт ведут всего пару ссылок, но качественных, естественных.
Проверить качество своей ссылочной массы можно с помощью модуля мониторинга бэклинков.
Это для продвижения будет лучше, чем сотня покупных. Сегодня постепенное наращивание естественной ссылочной массы намного более эффективно, чем покупка ссылок на ресурсах сомнительного качества.